Поступление в школу чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Новая социальная ситуация вводит ребёнка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительных действий. Таким образом, эта ситуация ужесточает условия жизни ребёнка и выступает для него как стрессогенная. У ребёнка, поступившего в школу, повышается психическая направленность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребёнка. Ребёнку предстоит преодолеть эти испытания.
Ребёнок должен, идя в школу, уметь не столько читать и писать, сколько он должен быть психологически готов к школьному обучению. Эта готовность предполагает несколько моментов:
- У ребёнка должна быть сформирована учебная мотивация – осознанное стремление к школе, интерес к учебной деятельности:
- Эмоционально – благополучное отношение к школе, обучению и к себе лично;
- Стремление познать новое, приобретать знания;
- Желание учиться и занять положение школьника с его правами и обязанностями;
- Осознания необходимости обучения, как обязательной ответственной деятельности.
Основа для формирования учебной мотивации детей – любознательность, которая проявляется в детских вопросах. К ним необходимо правильно относиться:
- Не игнорировать, не высмеивать их, так как, всё это блокирует детскую мысль, снижает стремление к познанию;
- На вопросы отвечать не сразу, а предложить самим подумать; предложить ряд встречных, наводящих вопросов;
- Самим раздавать детям вопросы не констатирующие (что? где?), а заставляющие думать, сравнивать, искать закономерности.
- Для того, чтобы у детей был стимул к познанию, им необходимо показывать практическую значимость приобретённых знаний (усвоение счёта для сервировки стола, усвоение правил дорожного движения для собственной безопасности при переходе дороги и т. д. );
- Семейное чтение художественной литературы;
- Организовать книжный уголок для ребёнка;
- Взрослым для решения проблемы обращаться к книге;
- Игры в школу;
- Показ фото из школьной жизни;
- Рассказ о своих любимых учителях.
При развивающих занятиях с ребёнком необходимо соединить интересное и малопривлекательное, чтобы дети понимали, что обучение – это не только праздник, где всё интересно, легко, но и определённый труд, требующий усилий.
- У ребёнка должна быть сформирована волевая готовность к школьному обучению: Важно развитие у ребёнка моторики и координации движений, всего тела, и особенно рук, для обучению письму:
- Умение сознательно управлять своим поведением, умственной деятельностью;
- Умение планировать свою деятельность;
- Доводить начатое дело до конца;
- Самостоятельно выполнять задания взрослых;
- Подчиняться правилам поведения;
- Слышать и слушать взрослых и сверстников;
- Ставить перед ребёнком такую цель, которую он не только понял бы, но и принял, сделав её своей;
- Помогать и направлять в достижении цели, то есть, помогать отбирать средства для своей деятельности, действовать по плану и достигать намеченной цели;
- Обучение самоконтролю, умению искать ошибки в своей работе, исправлять их.
- Через использование гимнастических комплексов для рук;
- Через игры с пластилином, крупой, орехами;
- Через раскрашивание;
- Через вырезание и т. д.
- Общее физическое здоровье ребёнка, чтобы он мог выдержать нагрузку в течение урока и в течение учебного дня.
- Интеллектуальная готовность ребенка к школе – предполагает наличие определённой системы знаний и следствие, закономерности в окружающем мире:
- Определённый уровень развития внимания;
- Памяти (смысловое запоминание);
- Мышления (наглядно – схематического, наглядно – образного);
- Социально – психологическая готовность включает:
- Желание и умение общаться с детьми, со взрослыми;
- Действовать сообща; умение уступать, согласовывать свои действия с другими детьми.
- К концу дошкольного возраста у ребёнка формируется речевая сфера, к которой относятся:
а) звукопроизношение;
б) эмоциональная культура речи;
Не выразительная речь может привести к грамматическим ошибкам, пропускам слов при письме, трудностям при чтении и запоминании стихов.
Необходимо учить детей:
- Выражать свои мысли ясно и чётко;
- Передавать ясно то, что увидел, услышал;
- Учить выделять в рассказе главное;
- Передавать рассказ по определённому плану;
- Учить стихи.
РЕЖИМ ДНЯ БУДУЩЕГО ШКОЛЬНИКА
- 8.30. – 12.00. – уроки в школе;
- 12.30. – обед;
- 2 – 3 часа занятие любимым делом, желательна прогулка на свежем воздухе;
- Выполнение уроков (желательно, в одно и то же установленное время) через каждые 20 –30 минут перерыв, так как, высока утомляемость (полить цветы, съесть фрукт, физкультминутка);
- Начинать уроки с самого простого, постепенно, переходя к сложному; в конце самое любимое;
- После уроков прогулка на улице;
- Просмотр телепередач не более 1,5 часов в день;
- Спать укладываться не позже 21.30. (в одно и то же время), тогда утром не будет проблем с подъёмом.